|
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||
![]() |
||||||||||||||
![]() | ![]() |
|||||||||||||
![]()
|
Франчайзинг в миреВ мире франчайзинг имеет широкое распространение и признан перспективным способом расширения. Это подтверждается положительными тенденциями развития на всех континентах, что проиллюстрировано на диаграмме . В начале XXI века Американский континент утратил свое лидерство в части количества франчайзинговых систем , уступив место Европе и Азии. В США этап современного франчайзинга в США относят к концу 50-х, началу 60-х годов прошлого века. По данным последнего официального отчета в 2001 году в США во франчайзинге было задействовано 767,5 тысяч предприятий с количеством рабочих мест около 9,8 млн. человек, с объемом производства 624.6 миллиардов долларов, что составило 7,4 процента всех рабочих мест частного сектора, и 3,9 процентов всей произведенной в частном секторе продукции. В исследовании утверждается, что каждые пять-восемь минут рабочего дня открывается одно предприятие франчайзи, что само по себе подтверждает востребованность франчайзинга относительно других форм развития. Американское правительство рассматривает франчайзинг как одну предпочтительных форм международного расширения и поддерживает выход франчайзеров на территорию других государств.Около 52 % основанных в США франчайзинговых компаний имеют франчайзи за пределами Соединенных Штатов. Регулирование франчайзинга в США осуществляется двумя нормами: федеральное регулирование и государственное регулирование на уровне Штатов. Между федеральными инструкциями и инструкциями штатов существуют различия, и требования штатов, как правило, жестче федеральных. Европейцы признали франчайзинг как перспективную систему развития, и активность в формировании и продвижении сетей наблюдается практически на всем европейском пространстве. При этом, нельзя утверждать, что развитие происходит одинаково во всех европейских государствах. Структура рынка франчайзинга в Европе неоднородна. Наиболее крупными держателями франшиз на исследуемый период являлись Великобритания, Германия и Франция. Эти же государства были крупнейшими европейскими экспортерами франшиз - около 70%. По информации Европейской Федерации франчайзинга в 2004 году приблизительно 80 % европейских франшиз присутствовали в странах их происхождения; 10 - 20 % франшиз вышли из других государств Европы, Соединенных Штатов, Канады и Австралии. Наиболее активным приобретателем франшиз Соединенных Штатов, Канады и Австралии является Великобритания. Наибольшее количество европейских франшиз экспортируется в страны континентальной Европы, экспорт в более отдаленные государства, например, Ближний Восток и Китай, определяетя конкретными стратегическими целями и возможностями обладатедлей прав и не имеет массового характера. Законы, регулирующие франчайзинг как показал проведенный анализ, приняты не во всех европейских государствах. Специальные законы действуют, например, в Испании, Италии, Франции, Бельгии. Кроме того, франчайзинг предполагает собой достаточно мнообразные формы взаимоотношений сторон, что вряд ли может поддаваться нормативному регулированию, ограниченному рамками одного закона. Регулирование франчайзинга относится к различным отраслям права, и в тех государствах, где франчайзинг имеет самостоятельное правовое регулирование не исключается использование норм других законов и инструкций. К основным отраслям права, существенным при регулировании такого рода отношений относятся контрактное право, законы о представительстве и законы , регулирующие контракты распределения (например, дистрибуторские и агентские соглашения), нормы, регулирующие арендные и лизинговые правоотношения, законы, регулирующие интеллектуальную собственность, нормы, регулирующие передачу технологий; конкурентное законодательство и многие другие. Кроме того, применимы и нормы международных конвенций, например, Парижской конвенции, Бернской конвенции и т.д. В Европейском Союзе, наряду с национальными нормами действуют и общие нормы регулирования, которые распространяются на Государства-участники. В ЕС франчайзинг не регулируется напрямую специальными законами и регулирование относится к нормам, регулирующим конкуренцию. Две статьи Римского договора , устанавливающего Европейское экономическое сообщество регулируют основные правила конкуренции (81-82) В Азии некоторые формы франчайзинга используются уже достаточно давно, однако франчайзинг бизнес-формата стал применяться в основном с выходом на азиатский рынок зарубежных марок. Международные компании имеют большой успех на азиатском рынке. Лидерство в этом направлении принадлежит компаниям США, однако в последнее время наметилась тенденция развития и роста азиатских франчайзеров, которые с большой активностью расширяются не только на национальных рынках, но и выходят за их пределы. До недавнего времени правительства большинства Азиатских государств не проявляли достаточного интереса к франчайзингу и не видели какой-либо угрозы для национальных предпринимателей. Регулирование франчайзинга совпало с Азиатский финансовый кризисом 1997-98 (Китай - 1997, Индонезия - 1997, Корея-1997, Малайзия – 1998). В Китае согласно национальной статистики в 2006 году насчитывалось 2600 франшизных сетей с 200 тысячами фанчайзи, ежегодный рост оценивался на уровне 40%. Большинство сетей являются национальными. В Японии насчитывается 1100 сетей. Большей частью франчайзинг представлен национальными системами и это в основном связано с национальными традициями и приверженностью к японским маркам. В настоящее время Япония является одним из лидеров франчайзинга в мире. Франчайзинг регулируется законом о торговле, относящемуся к среднему и малому розничному бизнесу и антимонопольным законодательством. В Корее по данным Международной Ассоциации франчайзинга к концу 2002 года насчитывалось 1 300 франчайзеров с 100 тысячью франчайзи, общим оборотом 0,8 млд. долларов и численностью работающих 500 тысяч человек. В 2002 году был принят закон о справедливых сделках во франчайзинге, цель которого установление справедливости сделок во франчайзинге, сбалансированное продвижение и развитие франчайзеров и франчайзи. По данным отчетов средний франчайзер имел порядка восьми корпоративных точек и семи франшиз, около 30% франчайзеров имели десять и более франшиз. В Сингапуре в 2002 году насчитывалось около 350 сетей с количеством участников 2300, в 2005 году 380 франчайзеров с 3 тысячами франчайзи. В Сингапуре видят большие перспективы для развития франчайзинга. Международные выставки , проводимые в Сингапуре дают информацию о постоянном увеличении количества экспонентов, что характеризует рост активизации предпринимателей в этом секторе. В Сингапуре нет специального законодательства, регулирующего франчайзинг. Отношения между участниками регулируются нормами договорного права. В Индии в 2005 году насчитывали 850 франшизных сетей с 48 тысячами франчайзи. Хорошо развит сектор услуг особенно в сфере образования. Растет сектор продуктов питания и одежды. Наблюдаются развитие концепций франчайзинга в Кувейте и Вьетнаме. В Австралии и Новой Зеландии франчайзинг получил широкое развитие. По данным Международной ассоциации франчайзинга в 2002 году в Австралии насчитывалось около 700 франшизных сетей, в Новой Зеландии-300, с 52 и 14 тысячами франчайзи соответственно, оборот сетей в Австралии составлял на тот период 50 млд.долларов США, в Новой Зеландии-10 млн., численность занятых 698 тысяч-в Австралии, 70 тысяч в Новой Зеландии. В Австралии в формате франчайзинга ежегодно создается более 5 тысяч новых предприятий и около и 100 тысяч новых рабочих мест (это около 50% всех создаваемых ежегодно новых рабочих мест). Рост товарообората франчайзинга в год составляет 17%, более 60% валового национального продукта создается франчайзинговыми сетями. С 2006 по 2008 год рост количества франшизных сетей составил 14,6%, что превышает рост за аналогичный период с 2004 по 2006 год, который составил 12,9%.Наибольшее количество систем в Австралии являются национальными (91%) . Отношения франчайзинга регулируются обязательным для исполнения Кодексом норм поведения во франчайзинге, принятым в 1998 году, а отношения, связанные с розничной продажей автомобильного бензина одновременно с Кодексом Нефтяным Актом 1980 Франшизы Маркетинга. Несмотря на внешнее сходство франчайзинга в двух странах вопросы его регулирования решаются по разному. В отличие от Австралии в Новой Зеландии нет специального законодательства, регулирующего франчайзинг. При этом очень активные позицию занимает Ассоциация франчайзинга, которая оказывает серьезную поддержку своим членам. В рамках ассоциации действует строгий Кодекс норм поведения, в котором содержатся нормы по соблюдению порядка альтернативного (внесудебного) решения споров. В отличие от Австралии Кодекс поведения является добровольным.
© И.В.Рыкова |
|||||||||||||
|
||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||
|
![]() Web Programming AlPite.ru - Проекты |