русский

ТОП 100 ФРАНЧАЙЗИНГ

информация о франчайзерах и франшизах

ТОП 100 ФРАНЧАЙЗИНГ

информация о франчайзерах и франшизах

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОСТЫЕ ФОРМУЛЫ УСПЕХА
(495) 649-92-18

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОСТЫЕ ФОРМУЛЫ УСПЕХА
(495) 649-92-18

Франчайзинг в мире

В мире франчайзинг имеет широкое распространение и признан перспективным способом расширения. Это подтверждается положительными тенденциями развития на всех континентах, что проиллюстрировано на диаграмме .

Количество франчайзеров
По материалам Международной ассоциации франчайзинга и Международного Совета по франчайзингу.

В начале XXI века Американский континент утратил свое лидерство в части количества франчайзинговых систем , уступив место Европе и Азии.

В США этап современного франчайзинга в США относят к концу 50-х, началу 60-х годов прошлого века. По данным последнего официального отчета в 2001 году в США во франчайзинге было задействовано 767,5 тысяч предприятий с количеством рабочих мест около 9,8 млн. человек, с объемом производства  624.6 миллиардов долларов, что составило  7,4 процента всех рабочих мест частного сектора, и 3,9 процентов всей произведенной в частном секторе продукции. В исследовании утверждается, что каждые пять-восемь минут рабочего дня открывается одно предприятие франчайзи, что само по себе подтверждает востребованность франчайзинга относительно других форм развития.

Американское правительство рассматривает франчайзинг как одну предпочтительных форм международного расширения и поддерживает выход франчайзеров на территорию других государств.Около 52 % основанных в США франчайзинговых компаний имеют франчайзи за пределами Соединенных Штатов. Регулирование франчайзинга в США осуществляется двумя нормами: федеральное регулирование и государственное регулирование на уровне Штатов. Между федеральными инструкциями и инструкциями штатов существуют различия, и требования штатов, как правило, жестче федеральных.

Европейцы признали франчайзинг как перспективную систему развития, и активность в формировании и продвижении сетей наблюдается практически на всем европейском пространстве. При этом, нельзя утверждать, что развитие происходит одинаково во всех европейских государствах.

Структура рынка франчайзинга в Европе неоднородна. Наиболее крупными держателями франшиз на исследуемый период являлись Великобритания, Германия и Франция. Эти же государства  были крупнейшими европейскими экспортерами франшиз - около 70%.

По информации Европейской Федерации франчайзинга в 2004 году приблизительно 80 % европейских франшиз присутствовали в   странах их происхождения; 10 - 20 % франшиз вышли из других государств Европы, Соединенных Штатов, Канады и Австралии. Наиболее активным приобретателем франшиз Соединенных Штатов, Канады и Австралии является Великобритания. Наибольшее количество европейских франшиз экспортируется в страны континентальной Европы, экспорт в более отдаленные государства, например, Ближний Восток и Китай,  определяетя  конкретными стратегическими целями и возможностями обладатедлей прав и не имеет массового характера.

Законы, регулирующие франчайзинг как показал проведенный анализ, приняты не во всех европейских государствах. Специальные законы действуют, например, в Испании, Италии, Франции, Бельгии. Кроме того, франчайзинг предполагает собой достаточно мнообразные формы взаимоотношений сторон, что вряд ли может поддаваться нормативному регулированию, ограниченному рамками одного закона.  Регулирование франчайзинга относится к различным отраслям права, и в тех государствах, где франчайзинг имеет самостоятельное правовое регулирование не исключается использование норм других законов и инструкций. К основным отраслям права, существенным при регулировании такого рода отношений относятся контрактное право, законы о представительстве и законы , регулирующие контракты распределения (например, дистрибуторские и агентские соглашения), нормы, регулирующие арендные и лизинговые правоотношения, законы, регулирующие интеллектуальную собственность, нормы, регулирующие передачу технологий; конкурентное законодательство и многие другие.

Кроме того, применимы и нормы международных конвенций, например, Парижской конвенции, Бернской конвенции и т.д.     В Европейском Союзе, наряду с национальными нормами действуют и общие нормы регулирования, которые распространяются на Государства-участники.

В ЕС франчайзинг не регулируется напрямую специальными законами и регулирование относится к нормам, регулирующим конкуренцию. Две статьи  Римского договора , устанавливающего Европейское экономическое сообщество регулируют основные правила конкуренции (81-82)

В Азии некоторые формы франчайзинга используются уже достаточно давно, однако франчайзинг бизнес-формата стал применяться в основном с выходом на азиатский рынок зарубежных марок.  Международные компании имеют большой успех на азиатском рынке. Лидерство в этом направлении принадлежит компаниям США, однако  в последнее время наметилась тенденция развития и роста азиатских франчайзеров, которые с большой активностью расширяются не только на национальных рынках, но и выходят за их пределы. До недавнего времени правительства большинства Азиатских государств не проявляли достаточного интереса к  франчайзингу и не видели какой-либо угрозы для национальных предпринимателей. Регулирование франчайзинга совпало с Азиатский финансовый кризисом 1997-98 (Китай - 1997, Индонезия - 1997, Корея-1997, Малайзия – 1998).

В Китае согласно национальной статистики  в 2006 году насчитывалось 2600  франшизных сетей с 200 тысячами фанчайзи, ежегодный рост оценивался на уровне 40%. Большинство сетей являются национальными.

В Японии насчитывается 1100 сетей. Большей частью франчайзинг представлен национальными системами и это в основном связано с национальными традициями и приверженностью к японским маркам. В настоящее время Япония является одним из лидеров франчайзинга в мире. Франчайзинг регулируется законом о торговле, относящемуся к среднему и малому розничному бизнесу и антимонопольным законодательством.

В Корее по данным Международной Ассоциации франчайзинга к концу 2002 года насчитывалось 1 300 франчайзеров с 100 тысячью франчайзи, общим оборотом 0,8 млд. долларов и численностью работающих 500 тысяч человек.  В 2002 году был принят закон    о справедливых сделках во франчайзинге, цель которого установление справедливости сделок во франчайзинге, сбалансированное продвижение и  развитие франчайзеров и франчайзи.

По данным отчетов средний франчайзер имел порядка восьми корпоративных точек и семи франшиз, около 30% франчайзеров имели десять и более франшиз.

В Сингапуре в 2002 году насчитывалось около 350 сетей с количеством участников 2300, в 2005 году 380 франчайзеров с 3 тысячами франчайзи. В Сингапуре видят большие перспективы для развития франчайзинга. Международные выставки , проводимые в Сингапуре дают информацию о постоянном увеличении количества экспонентов, что характеризует рост активизации предпринимателей в этом секторе. В Сингапуре нет специального законодательства, регулирующего франчайзинг. Отношения между участниками регулируются нормами договорного права.

В Индии в 2005 году насчитывали 850 франшизных сетей с 48 тысячами франчайзи. Хорошо развит сектор услуг особенно в сфере образования. Растет сектор продуктов питания и одежды.

Наблюдаются развитие концепций франчайзинга в Кувейте и Вьетнаме.

В Австралии и Новой Зеландии франчайзинг получил широкое развитие. По данным Международной ассоциации франчайзинга  в 2002 году в Австралии насчитывалось около 700 франшизных сетей, в Новой Зеландии-300, с 52 и 14 тысячами франчайзи соответственно, оборот сетей в Австралии составлял на тот период 50 млд.долларов США, в Новой Зеландии-10 млн., численность занятых 698 тысяч-в Австралии, 70 тысяч в Новой Зеландии. В Австралии в формате франчайзинга ежегодно создается более  5 тысяч новых предприятий и около  и 100 тысяч новых рабочих мест (это около 50% всех создаваемых ежегодно новых рабочих мест). Рост товарообората франчайзинга в год составляет 17%, более 60% валового национального продукта создается франчайзинговыми сетями. С 2006 по 2008 год рост количества франшизных сетей составил 14,6%, что превышает рост за аналогичный период с 2004 по 2006 год, который составил 12,9%.Наибольшее количество систем в Австралии  являются национальными (91%) .

Отношения франчайзинга регулируются обязательным для исполнения Кодексом норм поведения во франчайзинге, принятым в 1998 году, а отношения, связанные с розничной продажей автомобильного бензина одновременно с Кодексом Нефтяным Актом 1980 Франшизы Маркетинга.

Несмотря на внешнее сходство франчайзинга в двух странах вопросы его регулирования решаются по разному. В отличие от Австралии в Новой Зеландии нет специального законодательства, регулирующего франчайзинг. При этом очень активные позицию занимает Ассоциация франчайзинга, которая оказывает серьезную поддержку своим членам. В рамках ассоциации действует строгий Кодекс норм поведения, в котором содержатся нормы по соблюдению порядка альтернативного (внесудебного) решения споров. В отличие от Австралии Кодекс поведения является добровольным.

 

© И.В.Рыкова

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
107564, г. Москва, ул.Краснобогатырская, 42
тел. (495) 649-9218
e-mail: franchisetop@bk.ru
© PFS 2006-2016
Правовая информация | Рекламодателям
Старая версия сайта

Web Programming AlPite.ru - Проекты